Наш редактор Лекс Кравецкий считает, что принятая сейчас система записи музыкальных аккордов неудобна и алогична. В статье «Постоянная запись аккордов», размещенной на портале «XX2 век» ранее, он дает новейшую систему, наиболее, как надо из наименования, регулярную и лишённую алогичных исключений. Но заинтригует ли эта система музыкантов? В поисках ответа на этот вопросец мы попросили откомментировать работу Лекса певицу и музыканта, руководительницу группы «Ковчег» Ольгу Арефьеву. Ниже её комментарий.
Вы желали познакомиться с внеземным разумом? Вы посылали запросы в тёмную вселенную и неудачно ожидали ответа? Вы просто не там и не так находили. Гляньте вокруг себя. Вот он, внеземной разум, прямо рядом с нами. Я издавна говорю, что инопланетян много посреди нас. И это нормально. И на данный момент нам дают инопланетянскую реформу музыки. Разрешите, я тоже присоединюсь, и предложу ещё несколько модификаций вероятных систем записи аккордов.
1. Называем нотки аккорда цифрами частоты звука в герцах. Незначительно длинно, но зато буквально. Хоть какой комп вас поймёт. Можно не сберегать бумагу — на данный момент всё равно информация в компах.
До мажор=до ми соль, будет смотреться как
261.630*329.630*392.000.
Можно добавочно перевести числа в двоичную систему, ненуачо.
По-моему, хорошо и просто.
2. Нумеруем все клавиши фортепиано. За «один» принимаем до первой октавы. Ввысь на большенный клавиатуре будет 49 номеров, вниз пойдём в отрицательных цифрах — там до −39. Если клавиатура больше либо меньше, удобство не пропадает, номера те же, но кончаются ранее (клавиатура малая) либо позднее (если делаете музыку для дельфинов в ультразвуке либо огромных камнеежек в инфра). Далее пишем сочетания номеров нот. Ля минор в середине клавиатуры будет смотреться как −3*1*3. Супер!
3. Нумеруем 12 хроматических кнопок октавы, плюс нумеруем октавы. Заглавие нотки в аккордах будет смотреться как номер нотки плюс номер октавы либо её буквенное обозначение.
Буквенные обозначения октав придумать просто: К, Б, М, П, В, Т, Ч (контр, большая, малая, 1-ая, 2-ая и так дальше). Ну либо можно занумеровать октавы, хоть снизу ввысь, хоть сверху вниз, хоть от середины в стороны.
Итого до = 1, до# = 2, ре = 3, и так дальше. К примеру, вышеупомянутый ля минор может смотреться как 10М*1П*5П.
4. Заменяем заглавие аккорда на пиктограмму с нарисованными кнопками с выделением цветом подходящих нажатий. Номер октавы приписываем цифрой либо буковкой, если это принципиально.
5. Заменяем номера кнопок в октаве на буковкы. Если прежние буковкы не подступают, то новенькими. Их всего-то нужно 12 штук плюс номер октавы. Ну к примеру Ж = до, З = до#, И = ре и так дальше.
Аккорд до мажор будет такой: ЖЛОП (нотки ж, л, о Первой октавы)
Нетрудно уяснить.
6. Оставляем прежние буквенно-знаковые наименования нот. А аккорд просто пишем перечнем нот: до мажор = CEG(П) — домисоль первой. Октаву можно не указывать, оставив выбор исполнителю. Широту расположения, конфигурацию (выбор регистра, выбор воззвания, удвоений) тоже можно бросить исполнителю.
7. Поменять нотки аккорда ступенями. Это уже музыкальный, позволяющий узреть лад и связи в нём, метод. К примеру трезвучие будет смотреться как I-III-V. Лишь требуется указать тональность и лад. Если в аккорд входят неладовые звуки — употреблять знаки снижения и увеличения — бемоль и диез — в зависимости от того, как конкретно образовался неладовый звук. Трудности: тональностей 12, но с сиим справимся. Октав в среднем 9, справимся. А вот ладов много. Так что, пожалуй, метод применим лишь для диатоники. (Диатоника — это область натуральных семиступенных ладов: натуральные минор и мажор, а также дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский лады. Эти лады именуются диатоническими).
Конкретно в диатонических ладах мы играем аккордами. Потому ограниченная применимость системы не помешает её удобству.
8. То же, что 7, но используя наименования ступеней.
Они уже выдуманы Золтаном Кодаем в системе «релятивная сольмизация». Ё Ле Ви На Зо Ра Ти Ё.
Тогда и не нужно будет указывать лад! Лад очевиден по тому, какая нотка объявлена тоникой.
Ё — перед нами мажор.
Ле — дорийский минор.
Ви — фригийский лад.
На — лидийский лад.
Зо — миксолидийский лад.
Ра — натуральный минор.
Но, естественно, так охватываются не все на свете лады. Зато сюда попадают (и с огромным припасом) как раз те области, где применима запись гармонии аккордами.
Пониженные и завышенные ступени означаются конфигурацией гласной (к примеру, у ступени ви — пониженной будет ву). К слову, выявится круг ситуаций и событий, где совершенно происходит увеличение и снижение ступеней, он чрезвычайно даже определён и поддаётся исследованию.
И это — в отличие от псевдоупорядоченных, а на самом деле беспорядочных цифровых систем, где закономерности и отношения ступеней стопроцентно теряются под грудой цифр. Но что здесь скажешь: инопланетянам не до ладовых тяготений, гармонических оборотов и иной слащавой и непонятной чуждому разуму людской чуши. Им бы всё оцифровать. Всё равно, как в школьном классе заместо массивных и длинноватых имён-фамилий-отчеств именовать деток комфортными цифрами. Правда, фамилии с именами содержат информацию о национальности и схожих связях. Это принципиально для людей пока ещё. А для инопланетян — нет.
Если серьёзно, то лад даёт половину инфы о рассматриваемой музыке. Какие там будут нотки, а каких не будет, как они разговаривают меж собой, какие главные, какие тяготеют к ним, какие относятся к каким гармоническим группам (тоническая, субдоминантовая и доминантовая).
Создателя статьи чрезвычайно раздражает, что когда речь входит о ладах из хроматики, некие нотки оказываются непременно исключены. Дело в том, что они исключены совсем сознательно — поэтому, что они не входят в эту «семью» звуков и будут звучать в ней резко, фальшиво и чужеродно. Доп звуки в диатонике могут показаться лишь при определённых критериях — повышении либо снижении «родных» ступеней по каким-то гармоническим причинам (их можно учить и систематизировать). Поэтому чрезвычайно принципиально, диез здесь либо бемоль. И в этом причина того, что недозволено подменять бемольную нотку на «буквально такую же» соседнюю диезную. Ля бемоль получен снижением нотки ля, а соль диез — увеличением нотки соль. Это различные ступени с разной функцией, хоть кнопка, чудилось, бы, одна. Если мы музыку играем и любим, а не играем в музыку, как в формальный бисер, то мы знаем и лицезреем, какая конкретно ступень и как изменена, и правописание это отражает!
Продолжим далее. Что созодать с септимами, ундецимами, терцдецимами и совершенно семью видами септаккордов?
Это лишь в отрыве от лада так жутко звучит. Берёте лад, а в нём от подходящей для вас ступени строите:
-
терцию (через ступень) (пример: до-ми),
трезвучие (через ступень плюс ещё через ступень) (пример: до-ми-соль),
септаккорд — добавляете сверху ещё входящий в этот определенный лад звук через ступень! (до-ми-соль-си),
нонаккорд — всего только ещё терция сверху (до-ми-соль-си-ре),
ундецим-аккорд (ужас, как жутко звучит) — ещё терция сверху (до-ми-соль-си-ре-фа).
К слову, можно верхние нотки уже начинать переносить на октаву вниз, вы при всем этом увидите, что просто используете оставшиеся нотки лада. Ужасная нона — это всего только 2-ая ступень от тоники аккорда (не лада — аккорд быть может взят на хоть какой ступени). Ужасная ундецима — четвёртая ступень. И терцдецимаккорд — ещё через ступень наверх. И здесь нотки лада кончились. (До-ми-соль-си-ре-фа-ля) — притом, ужасная терцдецима — это, оказывается, нестрашная шестая ступень от тоники аккорда.
И у вас совершенно не встанет вопросца, на малую либо огромную терцию шагать ввысь. Вы идёте строго по ступеням лада, они сами подскажут для вас, куда топать.
Далее можно учить и систематизировать получившиеся виды септ- и иных ужасных аккордов, но это для практика не так принципиально (хотя быть может любопытно). Основное — их не страшиться.
И записывать их очень-преочень просто. Просто пишете, от какой ступени аккорд. Ровно 2-мя знаками — слогом. Либо слог уменьшить до одной буковкы — к примеру, На, можно уменьшить до Н. Сходу по природе ступени На мы знаем (кто не понимает — проверьте), что трезвучие от неё мажорное и больше никакое. Так что не нужно даже писать, мажор либо минор. Желаете септ — пишете семёрку. Желаете нон — девятку, ундецим — 11, терцдецим — 13.
Ступени можно именовать хоть слогами, хоть знаками, хоть знаками, хоть жестами. Факт, что эта система чрезвычайно круто обрисовывает дела снутри всех главных ладов без привязки к тональностям. А означает, без выучивания почти всех бит излишней инфы в виде всё новейших нотных заглавий для всё тех же ступеней и неизменного учёта символов при ключе.
Как при всем этом писать аккорды? Да всё так же! Просто сейчас уже — понимая смысл записи. Можно как было — C, D, E, F…, а лучше — знаками, взятыми из слогов-названий ступеней — Ё, Л, В, Н, З, Р, Т. Тогда будут видны роли звуков в системе и гармонические дела, не затуманенные изменчивостью тональностей.
К слову сказать, я для вас уже половину учебника гармонии поведала. Просто ведь, правда?
Есть ещё поле сложного джаза, странноватых и выморочных композиторских ладов, произведений, невоспроизводимых обычным мозгом (Мозг определяется как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы). Но для их и не необходимы упрощённые системы записи! Никто по аккордам Шёнберга шпарить не собирается — там вы их длительно находить будете, как и мелодические тяготения, и навряд ли найдёте. Такие создатели или нотками себя запишут, или выдумают собственные новаторские системы лично для собственных заморочек.
А в джазе в базе — лады, пусть странноватые и нередко преднамеренно стремительно меняющиеся, тоже тяготения — усложнения, но на базе тех же обычных основ. Джаз логичен, он всего только усложнён, а растёт-то из обыденных и народных ладов.
Уж джазовые музыканты как-нибудь условятся, как писать свои гармонии. И им как раз понятно, почему 7 значит конкретно малую септиму (это благозвучный и нередко встречающийся интервал) а +7 — огромную (резкий, пряный, редчайший интервал). И они нормально разберутся со своими 5+, sus и так дальше. Все аспекты записи сложных и изменённых гармоний познаются в процессе практического использования этих гармоний. В их цифровая запись с кучей пометок на данный момент полностью свою роль делает. А не используете сложных гармоний — так, господи, для чего для вас знать, какими корючками эти странноватые люди для себя пишут подсказки?
Зато релятивная сольмизация как раз могла бы стать базой для новейшей нотной и аккордовой записи. И чрезвычайно очистила бы осознание гармонии от толкотни огромного количества нот со знаками.
Но не мертворожденные же цифровые шифровки.
Музыку сочинили люди, а не инопланетяне. По последней мере, человеческую музыку. И в ней есть нечто, что намертво сцепляет её с нашим психологическим устройством. Итог не нужно и даже вредоносно глупо формализовать и шинковать на кусочки. Это убивает сущность. У нас на земле не настолько не мало инопланетян (хотя да, есть), ну и посреди их далековато не все конкретно с той планетки, где итак вот формально мыслят. Так что, по моему убеждению, свежеизобретённая система придётся по вкусу стремящемуся к нулю количеству жителей нашей планетки.
А вот к системе Золтана Кодая я призвала бы присмотреться. Как обычных юзеров, так и новаторов, мечтающих реорганизовать музыкальную запись, аккордовую запись и устройство клавиатуры.