Однако, как выяснила Счетная палата, рост в большинстве случаев объясняется сокращением персонала и увеличением нагрузки на оставшихся сотрудников.
За восемь лет зарплата бюджетников выросла почти вдвое — Фото: yakapitalist.ru — Источник
Читайте также
В России растет число желающих получать «серую» зарплату
Зарплата россиян снижается с возрастом, в западных странах – наоборот
От Союза печатников до Профсоюза Навального
По данным Росстата, численность младшего медперсонала за эти годы уменьшилась на две трети, а соцработников стало меньше на 32%. Во многих случаях рост зарплат происходил не за счет оклада, а с помощью премий. Как правило, за эти деньги руководители заставляли своих подчиненных работать сверхурочно или совмещая несколько должностей. Кроме того, использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений, когда работники из одних категорий переводились в другие без пересмотра заработных плат.
Анализ аудиторов также подтвердил сохранение старой проблемы – серьезной разницы между доходами бюджетников в разных регионах. Дело в том, что уровень зарплат рассчитывается, исходя из местных размеров МРОТ. О возможных способах отказа от такой практики рассуждает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв Можно решить вопрос двумя способами. С одной стороны, взять и не повышать зарплату в высокодоходных регионах, тогда за счет этого поднимутся те, кто живут относительно менее богато. Но это, конечно, плохой вариант. Другой вариант – пытаться придумать систему, в которой будет учитываться дифференциация в уровне доходов. Люди на Севере должны получать больше, чем люди, которые живут в более комфортных климатических условиях. И мы видим, что у нас самая высокая зарплата не в Москве, а на Чукотке. С другой стороны, учитывать квалификацию и уровень необходимости для экономики, для общества тех или иных профессий. Это нужно придумывать новый целевой ориентир, оторвать их от средней месячной зарплаты, которая действительно создает перекосы.
Счетная палата рекомендовала Министерству труда установить требования к отраслевым системам оплаты труда бюджетников. Кроме того, аудиторы настаивают на том, чтобы нормативно закрепить обязательные требования к нагрузкам в государственных и муниципальных учреждениях. Однако эти стандарты уже формально прописаны на законодательном уровне. Другое дело, что соблюдать их без повышения бюджетного финансирования не начнут, отмечает профессор Высшей школы экономики в Петербурге Елена Рогова.
Профессор Высшей школы экономики в Петербурге Елена Рогова То, что рекомендует Минтруда – это правильно. Все эти нормы существуют. Здесь опять бюджетные организации попадают в ключ – с одной стороны они должны постоянно отчитываться, мониторить рост доходов работников, а с другой стороны, если сейчас их поставить в ситуацию, когда нужно будет мониторить еще рабочий день, нагрузку и отраслевые нормативы, тогда придется изобретать еще что-то. Выполнить все это одновременно невозможно. Если нет повышения бюджетного финансирования, откуда возьмётся увеличение доходов? Конечно, можно сократить какие-то непроизводительные расходы. Но это уже сделано.
В прошлом году в «Профсоюзе» Алексея Навального заявили, что средняя зарплата врача в Петербурге должна составлять около 120 тыс. рублей в месяц. Эксперты проекта опирались на показатели, заявленные в «майских указах» Владимира Путина. Согласно этому документу, учителя, воспитатели детсадов, санитары и лаборанты в больницах, а также работники культуры должны с 2018-го в среднем получать 100% средней зарплаты в своем регионе. Врачи, преподаватели вузов и научные работники – вдвое больше.
В октябре на заседании в Смольном глава Территориального фонда ОМС Александр Кужель объявил, что младший медицинский персонал города зарабатывает в среднем 63 тысячи рублей в месяц, врачи — около 122-х.