Две группы бонобо делят общую местность, нередко разговаривают, спариваются и даже охотятся вкупе. Невзирая на это, у их различные охотничьи традиции: одни любят ловить шипохвостов, а остальным больше по нраву белки либо дукеры. Как это разъяснить? Приматологи, четыре года наблюдавшие за карликовыми шимпанзе в ДР Конго, пробуют разобраться.
О культуре человекообразных обезьян приматологи молвят уже издавна, правда, нередко заключая это слово в кавычки. «Культурой» исследователи именуют такие групповые модели поведения, которые приобретаются в процессе обучения. К примеру, способность птицы вить гнездо навряд ли можно именовать элементом культуры, вроде бы профессионально птица это не делала. А вот когда детёныш шимпанзе неискусно пробует подцеплять веточкой муравьёв, смотря на деяния собственной мамы — этот небольшой гоминоид весьма культурен, в том смысле, что учится некоторому полезному навыку.
Существование у звериных культуры обычно обосновывают, приводя в качестве примера различия в поведении различных популяций 1-го вида. К примеру, в одних обществах шимпанзе колют орешки камнями, а в остальных никогда этого не делают, зато искусно раскапывают гнёзда земельных ос с помощью палочек. Чем это разъяснить, как не различными традициями? Но при желании можно придумать возражение: может быть, дело всего только в экологических различиях — на местности первой популяции изредка встречаются земельные осы, но много орехов? Либо мёд этих самых ос обожают лишь молодые самки, а зрелым мортышкам возиться с пчёлами не к лицу — и в первом случае мы смотрим за группой, где не много юных девиц. Либо, в конце концов, эти популяции всё же различные на биологическом уровне, и их предпочтения соединены с генетическими чертами. Итак, изредка представляется возможность строго показать, что индивидуальности поведения некой группы звериных — конкретно культурные, а не какие-то ещё. Для этого необходимо, чтоб две популяции были на генном уровне схожи, занимали одну и ту же местность и — невзирая на это — любая из их сохраняла бы некоторую самобытность. Разве такое бывает?
Время от времени — бывает! Конкретно в таковой ситуации находятся два общества миниатюрных шимпанзе (бонобо) в заповеднике Коколопори, Демократическая республика Конго. Группы обезьян Экалакала и Кокоалонго нередко контактируют, обмениваются генами, и их ареал перекрываются на 65%. Бонобо — не так агрессивны, как простые шимпанзе, потому их общества могут умиротворенно уживаться на одной местности и даже устраивать совместные охоты с следующим дележом добычи. Да, хотя у бонобо репутация «обезьян-пацифистов», они, как и их наиболее злостные сородичи, временами охотятся на маленьких млекопитающих — антилоп-дукеров, белок и грызунов-шипохвостов — и с наслаждением их поедают.
Ситуация увлекательная для исследователей ещё и поэтому, что «культурные» индивидуальности бонобо исследованы ужаснее, чем у обычных шимпанзе. Приматологи, наблюдавшие за этими мортышками в течение четырёх лет, решили сопоставить: различаются ли охотничьи пристрастия у 2-ух групп бонобо. Учёные зафиксровали 59 упешных охот, а также 11 неудач в обеих группах. В охотничьих рейдах участвовала бóльшая часть взрослых членов обезьяньих сообществ.
Оказалось, что члены общества Экалакала любили охотиться на шипохвостов, но их соседи предпочитали белок и дукеров.
Удачные охоты Экалакала и Кокоалонго с августа 2016 по январь 2020
Группа
Шипохвосты
Дукеры
Белки
Экалакала
31
1
1
Кокоалонго
3
11
12
Охота на шипохвостов и дукеров происходила обычно на общей для обеих групп местности, но на белок — только в 46% случаев. В целом, наиболее 80% всех охот наблюдались на части ареала, общей для сообществ. Нужно добавить, что поимка дукера либо шипохвоста — шумное событие, привлекающее почти всех обезьян, но белок карликовые шимпанзе ловят тихо и нередко в одиночку, потому какие-то случаи могли улизнуть от внимания исследователей.
Много раз во время наблюдений общества обезьян объединялись, и 9 охот проходили вместе, с следующим разделением мяса меж группами. Так как земля общая, доступность той либо другой добычи чуть ли может влиять на охотничий выбор. Тем не наименее, мы лицезреем, как различны вкусы у соседей. Исследователи удостоверились, что различием в возрасте и половом составе групп эту разницу никак не разъяснить. Нереально применять в качестве резона и генетические индивидуальности, так как самки нередко мигрируют меж группами, так что у сообществ, практически, общий генофонд. Разница, на самом деле, вот в чём: дукер — строго наземное звериное, а белка — древесное. И на тех и на остальных мортышки могут охотиться в одиночку (проще всего — на белок). Но шипохвосты — хитрые существа, перемещающиеся и по земле, и по веткам, благодаря летательной перепонке они могут планировать. Чтоб раздобыть такового зверя, требуется роль нескольких обезьян, загоняющих либо подстерегающих добычу и понизу, и на деревьях. Может быть, мортышки из общества Экалакала склонны кооперироваться друг с другом, а в Кокоалонго собрались гордые индивидуалисты.
Исследователи упомянули еще пару гипотез — воздействие вкусовых предпочтений у различных обезьян, а также существование «влиятельного охотника» — авторитетной особи, поощряющей коллективную охоту в Экалакала. Это, вообщем, не разъясняет, почему персональная охота практически отсутствует в этом обществе.
Вот и остаётся заключить, что наблюдаемые различия можно разъяснить лишь некоторыми привычками, традициями, другими словами культурой. «Бонобо севера» издавна охотятся на шипохвостов, а «бонобо юга» вытерпеть их не могут — так завещали им праотцы. Но тогда возникает вопросец: как эти культурные индивидуальности могут сохраняться, беря во внимание неизменные контакты и даже генетический обмен меж группами.
Исследователи считают, что здесь играет роль непредсказуемость и краткосрочность межгрупповых контактов: ведь для обучения новейшей технике охоты требуется много времени и усилий. Не считая того, невзирая на постоянные встречи, представители всякого общества могут с неким недоверием относиться к чужакам, и эта предвзятость мешает перенимать модели поведения.
К слову, в этих различиях есть и прибыльный момент: понижение межгрупповой конкуренции. Если одна группа охотится на дукеров, а иная — на шипохвостов, у их меньше поводов для конфликтов из-за еды. Вот она, полезность традиций. И совершенно, культурные бонобо не будут драться за добычу — заместо этого лучше заняться сексом (Поглядите видео к статье и удостоверьтесь, что я прав).