Учёные проанализировали данные по 2,5 тыщам пассажиров китайских поездов с сидящими вагонами, заразившихся коронавирусом в начале эпидемии, и 70 тыщам их попутчиков и составили карты вероятности инфецирования в зависимости от расстояния до пассажира — переносчика вируса и продолжительности путешествия.
Статья исследователей из Саутгемптонского института (University of Southampton), Великобритания, и нескольких академических учреждений Китая вышла 29 июля 2020 года в журнальчике Clinical Infectious Diseases. Данные основаны на анализе случаев инфецирования в высокоскоростных поездах в Китае, зафиксированных в начале местной вспышки эпидемии SARS-CoV-2.
Была принята схематичная модель контакта и переноса заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), приспособленная под формат путешествия в поезде. Подборка основывалась на данных по пассажирским перевозкам в период с 19 декабря 2019 по 6 марта 2020 года. База данных из приблизительно 72 тыщ пассажиров включала 2568 пациентов, у которых в срок до 2-ух недель опосля поездки была диагностирована новенькая коронавирусная зараза. Из их, в согласовании с датой возникновения симптомов, были выделены 2334 «нулевых пациента», которые в рамках модели числились первичными переносчиками. Оставшиеся 234 заразившихся из 72093 пассажиров были в близком контакте с ними во время поездки и числились «вторичными пациентами». «Близкий контакт» схематически определялся как нахождение на расстоянии до трёх рядов кресел. Как фактор анализа учитывалось также время совместного нахождения в вагоне с «нулевыми пациентами» и расстояние от пассажира до их, измеряемое в количестве рядов и сидений, отделяющих пассажира от «нулевого пациента». Поезда Gaosu Dongche. Анализ производился по высокоскоростным поездам серии G (Gaosu Dongche), курсировавшим по местности материкового Китая. Это поезда с вагонами, напоминающими европейские поезда InterCity, в которых на одной стороне три ряда сидящих мест, а на иной стороне через проход — два ряда. Пассажиры проводили в их время от 10 минут до 13 часов, но 99% поездок продолжалось до 8 часов.
Очевидно, таковая схема не учитывает возможность инфецирования где-либо ещё кроме поезда, но тем не наименее большая подборка даёт возможность отследить корреляции, связанные конкретно с пребыванием в одном вагоне с переносчиком вируса. Не считая того, данные анализировались по состоянию на начало локальной вспышки (районы Китая с жёстким карантином в то время из трафика уже были исключены), что в некой степени уменьшает статистический «фон» от остальных вероятных источников инфецирования.
В целом, согласно модели, риск инфецирования коронавирусом в поезде с сидящими местами от хворого COVID-19 меняется от нуля до 10%, причём общая возможность фактически не зависела от места пассажира (поблизости окна, посредине либо поблизости прохода) и определялась лишь расстоянием до «нулевого пациента» и временем поездки в одном вагоне с ним.
Возможность инфецирования Covid-19 от попутчика в поезде. Из: Maogui Hu et al., Clinical Infectious Diseases, ciaa1057 (2020).
Самый высочайший общий риск без учёта времени поездки, 3,5%, был у тех, кто посиживал рядом с «нулевым». Шанс изловить вирус у тех, кто посиживал в том же ряду, но не рядом, был на уровне 1,5%. С каждым последующим часом поездки на месте неподалеку от заболевшего возможность инфецирования увеличивалась на 0,15%, а если пассажир посиживал с ним рядом — на 1,3%. У пассажиров, которые сели на пространство хворого, риск заразиться был низким — всего 0,075%. Главные результаты исследования наглядно представлены на рисунке. Любая панель схемы суммирует данные по различным интервалам времени поездки — меньше 1 часа, от 1 до 2-х часов и так дальше до 8 часов. «Нулевой пациент» постоянно находится в левом нижнем углу панели, занимая условное пространство 0 в нулевом ряду. Стоит направить внимание ещё на некие тенденции. Так, при маленьких поездках «мучаются» в основном два соседа нулевого пациента в одном ряду, тогда как остальные ряды и пассажиры далее, чем через 1-го, остаются фактически незатронутыми. Но по мере роста времени поездки до наиболее чем 4-х часов возможность инфецирования растёт и становится практически схожей для всех пассажиров ряда, также начинают захватываться примыкающие ряды — «соц дистанция» в полтора метра, видимо, перестаёт работать. Интересно, что в примыкающих рядах больше всего рискуют пассажиры, сидящие не в затылок, а наискосок от носителя вируса, что в принципе также объяснимо интуитивно.
Создатели советуют в одном ряду высокоскоростных поездов (с закрытыми окнами) оставлять меж пассажирами по наименьшей мере два пустых места и по способности уменьшить общее время поездки до трёх часов.