Помогает ли демпфер сдерживать рост цен на бензин? — bankruptcyhelp.ru

Справедливая цена на бензин в России – на 5 рублей выше фактической, заявили в Минэнерго. В ведомстве объяснили, что снизить стоимость на бензин помогает демпфер.

Нефтяники считают, что демпферный механизм не помогает сдерживать ценовое ралли — Фото: Rudy and Peter Skitterians / Pixabay — Источник

Читайте также Такси может подорожать еще на 10% Доливай и проверяй: 70% заправок в Петербурге обманывают клиентов

50 рублей против 45 – фактической стоимости литра бензина на АЗС. По оценкам Минэнерго справедливая цена на топливо на 5 рублей выше – эту разницу оплачивает за потребителя государство за счет демпфирующего механизма. При высоких мировых ценах на топливо государство доплачивает нефтяникам, а те, в свою очередь, сдерживают рост. При низкой стоимости, наоборот, нефтяники перечисляют сверхприбыль бюджету. В Минэнерго считают, что демпфер стабилизирует рынок топлива, но не отрицают – механизм нуждается в коррекции. Альтернативной точки зрения придерживается руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов Я не вижу никаких эмпирических доказательств и количественных оценок со стороны тех органов, которые продвигают идею демпфера, как некого великого успокоителя розничных цен на топливо, а я оцениваю непосредственно данные. Я связывал друг с другом величину выплат по демпферу и динамику оптовой крупнооптовой цены, биржевой цены. Я вижу, что связь между этими двумя параметрами является статистически значимой, но при этом эта связь прямая — чем выше объем выплат по демпферу, тем выше биржевая цена. Конечно, говорить о том, что здесь есть какая-то причинно-следственная связь не совсем верно. Скорее, тогда, когда высокие цены на опте, включаются выплаты по демпферу и это в свою очередь субсидирует нефтяников, но не приводит к снижению оптовых цен. По-хорошему, ключевое воздействие, которое испытывает рынок – это воздействие фискальной и регуляторной политики непосредственно наших властей, ну а также внешней конъюнктуры. У нас акцизы выросли относительно 2014 года и на бензин, и на дизельное топливо примерно в 3 раза.

По оценке Независимого топливного союза, с 1 декабря 2020 года по середину марта 2021 цены на бензин на бирже выросли на 20 %. И по прогнозам это не предел. Цена литра бензина в России складывается из акцизов, налогов, переработки и доставки, доходов нефтяных компании и АЗС а также себестоимости самой нефти. Последняя составляет около 5 %. Более половины в общей структуре стоимости занимают налоги и акцизы. О возможных мерах, которые бы повлияли на рынок, рассуждает президент Петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин.

Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин В 2018 году, когда произошел кризис, моментально в течение месяца приняли решение по снижению акцизов задним числом — снизили налоговую нагрузку и ситуацию исправили. Сейчас не рассматривается этот вопрос. Это тоже понятно – пополняется бюджет и с этих денег идет зарплата учителям, врачам, бюджетникам и всем остальным. Это сделать достаточно сложно и пока Минфин эту ситуацию не поддерживает. Если не сокращать налоговую нагрузку, значит надо сокращать экспорт, наполнять внутренний рынок, это опять же влияет на наполнение бюджета.

Чаще всего высокие цены на топливо наблюдаются в странах с развитой экономикой. В менее обеспеченных нефтедобывающих государствах они, в основном, ниже. Исключения есть, например, США, где в пересчете на российскую валюту за литр бензина просят 65 рублей. Для сравнения в Норвегии литр топлива стоит приблизительно 150 рублей, а в Казахстане – 30. Разница в ценах напрямую зависит от выделяемых субсидий и налоговой политики государства. В 2021 году российские нефтяники получат на 40 млрд руб. больше, чем в прошлом благодаря коррекции демпфера. Изменения вступят в силу 1 мая.

Автор: Максим Морозов