Никаких памятников шаверме и Моргенштерну: администрация Петербурга высказалась против «вандализма» — bankruptcyhelp.ru

Необычная композиция в Приморском районе, которая в итоге оказалась маркетинговым ходом, за пару дней всколыхнула соцсети. Местная администрация памятник шаверме не оценила и потребовала демонтировать скульптуру, назвав ее актом вандализма.

Администрация Петербурга высказалась против «актов вандализма» — Фото: Q K / Pixabay — Источник

Читайте также Студенты РАХ против выставки экс-чиновницы Васильевой: «Подобному акту вандализма не место в Академии художеств» Петербуржцы выразили желание поставить памятник инопланетянам Что мешает спасать дома-памятники? Полмиллиарда рублей на реставрацию памятников в Ленобласти

Неординарные объекты возникают в городе с завидной регулярностью. Из недавнего – бюст Моргенштерна, который появился в конце февраля в одном из магазинов на Кирочной улице. Памятник известному рэперу за полмиллиона рублей заказал местный блогер. Он должен был стать основой будущего музея, но судьба распорядилась иначе. Спустя неделю после открытия бюст похитили неизвестные, а в конце марта он неожиданно «всплыл» на Авито. Продавец из подмосковного Королева планировал расстаться с бронзовым изваянием всего за 20 тыс. рублей. Другой пример – двухметровый памятник IPhone, вокруг которого несколько лет назад разгорелся бурный скандал. Композицию установили в честь легендарного Стива Джобса недалеко от ИТМО, а спустя год, в 2014-м, демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поводом послужил публичный камин-аут нынешнего главы Apple Тима Кука. Позже в СМИ появилась информация, что скульптуру все-таки не уничтожили, а продали на электронном аукционе за 10 млн. рублей. Важно отметить, что подобные экспонаты в основном появляются на частной территории. И это закономерно — продолжает директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара.

Директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара Мне этот вопрос в большей степени интересен с точки зрения присутствия паблик-арта в городе, но именно в этой части всегда важным словом является «временный»: временные конструкции, временные художественные высказывания, временные объекты. К этой идее я отношусь достаточно лояльно, притом, что для городов, которые сами по себе являются исторически сложившимися культурными центрами, где городская среда является объектом охраны, эти включения должны быть, скажем так, достаточно сбалансированными. Мы видим опыт и европейских столиц, и мировых культурных столиц, даже в сложившейся исторической консервативной среде такие включения допустимы. Более того, они являются, с моей точки зрения, признаком современного города. А что касается установки постоянных памятников и монументов, то существующий регламент кажется мне вполне убедительным.

По тому же принципу в городе существуют «Вавилонская башня техногенной эпохи» — монумент из гаечных ключей, шестеренок, банок и батареек во дворе филфака СПбГУ. Вспомнить можно и шестиметровую «Девочку на тираннозавре» вблизи Мраморного дворца. Изюминку добавляет то, что странный наездник стоит напротив памятника императору Александру III на коне. Есть в Петербурге и желтая подводная лодка, на создание которой неизвестных авторов вдохновила группа Beatles, и скульптура «Зонтик», посвященная погодным перипетиям с которыми регулярно сталкиваются горожане и много еще чего. Установить подобные произведения на центральных улицах и площадях было бы невозможно, говорят эксперты. Помимо согласований в районной и городской администрациях, художникам пришлось бы доказывать ценность изваяний на общественном совете, а также собрать массу разрешительных документов в различных инстанциях. Решением может стать выделение специальных площадок, где могли бы существовать подобные творения, — считает депутат Заксобрания Петербурга Денис Четырбок.

Депутат Законодательного собрания Петербурга Денис Четырбок Порядок, на мой взгляд, чрезмерно забюрокраченный. По факту у нас в городе сейчас очень много вот такого нелегального творчества, как в истории с граффити, так и в истории с памятниками. Для всего этого надо сделать отдельный, упрощенный порядок. У нас в городе, в той же центральной части, есть здания, которые являются объектами культурного наследия, и здесь никаких послаблений быть не должно. Конечно, мы не можем допустить того, чтобы памятник шаверме был водружен на стену Эрмитажа, Петропавловской крепости или Адмиралтейства. У нас в городе есть застройки советского периода, которые своим видом уродуют даже иногда центральные части города. Есть какие-то здания, которые появились в новейшее время. Почему бы эти здания не облагородить и не дать им какой-то новый исторический импульс путем размещения на них каких-то видов современного творчества?

Исключения из правил, впрочем, есть. К ним можно отнести так называемый памятник «Дырке». Гигантская глыба с отверстием посередине появилась на улице Маяковского в 1996 году в рамках программы благоустройства пешеходных зон. По слухам, композицию должна была дополнять бронзовая ветвь, как символ пробивающейся наверх, сквозь все земные преграды, жизни, но по каким-то причинам ее так и не смонтировали. Проблема нестандартных памятников далеко не только петербургская. Так, еще на слуху недавний скандал со скульптурой «Аленке» в Нововоронеже. Почти сразу после открытия жутковатую на вид фигура, которую в соцсетях уже окрестили «жертвой COVID» и «вестником Апокалипсиса», местные чиновники спешно демонтировали и отправили на аукцион. В итоге объект ушел с молотка почти за 3 млн. рублей. К слову, на днях туристский портал Tvil.ru решил выяснить какие памятники россияне считают самыми смешными и неординарными. Примечательно, что в топе оказались не только независимые работы, но и вполне официальные. Например, первую строчку занял «Петр I» Михаила Шемякина, который красуется в парке Петропавловской крепости. В десятку попали скульптурная композиция «Клизма и ангелочки» в Железноводске, «Влюбленные собачки» из Краснодара, томский монумент застигнутому любовнику, а также памятники комару, Йошкину коту и батарее центрального отопления.

Автор: Айгуль Абдуллина