В России по итогам 2020 года было сдано 198 тыс. кв. м качественных торговых объектов, подсчитали аналитики компании JLL. Эти данные не включают показатели ввода в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Объем ввода торговой недвижимости оказался минимальным за всю современную историю развития рынка.
В этом году на рынок было выведено семь новых качественных объектов. По сравнению с прошлым годом в городах-миллионниках объем ввода качественной торговой недвижимости снизился на 68%. Прирост качественных торговых площадей снижается ежегодно. По мнению аналитиков, это связано не только с пандемией. Объемы ввода торговых центров начали снижаться еще в 2016 году, когда в регионах было сдано менее 1 млн кв. м. Это связано насыщением рынка торговой недвижимости предложением качественных площадей.
Владислав Фадеев, глава отдела исследований компании JLL, рассказал, что в 2021 году планируется сдать 660 тыс. кв. м новых торговых площадей. Часть этого объема приходится на проекты, ввод которых был перенесен с 2020 года. Если все эти объекты будут выведены на рынок, в 2021-м ввод превысит показатель 2020-го втрое. Однако, по мнению эксперта, застройщики могут отложить запуск ряда проектов из-за неопределенной ситуации с длительностью пандемии коронавируса.
В 2022 году планируется сдать 335 тыс. кв. м качественных торговых площадей. При этом девелоперы переориентируются со строительства больших молов на реконцепцию устаревших проектов в городах с большим объемом торговых площадей и строительство небольших ТЦ в городах, где спрос на такие площади еще не удовлетворен.
В Москве по итогам года останутся вакантными 10% торговых помещений